РАИСА ВАНЧУЖОВА: «ЗА 21 ГОД НИ РАЗУ НЕ ПОЖАЛЕЛА, ЧТО СТАЛА КОНДУКТОРОМ»

В преддверии всеми любимого праздника весны - 8 марта - мы решили познакомить посетителей портала с одним из кондукторов - человеком, который сопровождает нас в каждой поездке. Как мы уже писали ранее, работа кондуктором не всем по плечу, и ее вряд ли выбирают как призвание. Но и здесь есть исключения из правил.

Раиса Алексеевна Ванчужова после окончания Пензенского торгового техникума получила специальность «товаровед промышленных товаров» и более двадцати лет отработала в магазине «Товары для женщин» - с момента его открытия и до ликвидации.

- Я была продавцом и заведующей складом, а когда магазин закрыли, стала искать работу. А тут случай подвернулся: одна из моих знакомых устроилась кондуктором. Не помню точно, по какой причине, но она попросила ее подменить на два дня. Договорились с руководством, и я попала на маршрут. Отработала эти два дня как на одном дыхании. И решила не искать больше ничего, здесь все, что мне было надо: живое общение с людьми и стабильный доход. Я устроилась на работу в «Дилижанс», компания тогда только начала работать, коллектив был небольшой, но очень сплоченный. Учиться особо не пришлось, так как я продавец - считала быстро, бухгалтерские навыки хорошие, рано вставать привыкла, а навыки общения с людьми развиты у всех продавцов. Первые дни немного укачивало, но держать равновесие по ходу движения быстро научилась. Вот так в марте 2000 года я стала кондуктором. И за эти годы, без малого уже двадцать один, ни разу об этом не пожалела. Я люблю свою работу! Люблю своих пассажиров, ценю и уважаю своих коллег, водителей, мы одна большая семья, у нас полная взаимозаменяемость. Любой готов выйти в рейс за своего коллегу, мы же такие же люди, как все можем заболеть, дома могут быть проблемы бытовые, поэтому телефон включен круглосуточно».

- Вы рассказываете о своей работе как о приключении. Неужели так все легко и радужно?

- Нет, сложно, работа очень тяжелая, ранний подъем, позднее возвращение. Даже, извините за подробность, организм натренирован не только обедать за несколько минут на ходу, но и нужду справлять по времени. Потому что мы себе принадлежим только в короткие перерывы на конечных остановках. Сложно не только физически, это огромная эмоциональная нагрузка. Но самые хорошие психологи - среди кондукторов и продавцов. Пассажиры все со своим характером, своим настроением, но пассажир всегда прав. Люди разные: добрые, веселые, попадаются пьяные, агрессивные. Есть особая категория - эти садятся в автобус уже заряженные на конфликт, и если поругаться с кондуктором не получается, а я не даю провоцировать себя, обязательно поругаются с кем-нибудь из пассажиров. Но таких, к счастью, очень мало, больше адекватных и позитивных людей. К сожалению, надо отметить, что отношение к людям простых профессий в последнее время изменилось. Если раньше было как в детских стихах - «все профессии важны, все профессии нужны», то сейчас появились «великие», которые считают, что им все должны, что есть они и обслуживающий их персонал. Возможно, я рассуждаю жестко, но такое же потребительское отношение сегодня есть и к учителям, и к врачам, а про кондукторов и водителей на транспорте, продавцах в магазинах вообще молчу.

- У вас большой стаж работы в профессии, а происходило ли что-то интересное, запоминающееся? Или это монотонные и однообразные будни?

- Что вы! Ничего однообразного, постоянное движение, новые люди, интересное общение. Некоторые пассажиры уже как друзья - делятся новостями и впечатлениями. А несколько лет назад такой шок испытали! На одной из остановок в салон зашла компания, человек десять, стали оплачивать проезд. Я потом в окно смотрю, а за автобусом машина полиции едет. Поначалу значения этому не придала. Стали подъезжать к остановке «Центральный рынок», а там две машины ГИБДД - никого не пропускают, а наш автобус пропустили. Тут мы с водителем переглянулись, странная ситуация. Но мы на маршруте: как положено, заехали в остановочный карман, открыли двери, и тут началось все как в кино. Впереди и сзади автобуса спецмашины с сиренами. В салон вошли несколько сотрудников полиции, откуда вывели с поднятыми руками эту компанию. Объяснили это тем, что они за час до того совершили крупное ограбление. Пассажиры были так удивлены, что никто даже и не возмутился, что на остановке пришлось дольше положенного стоять. А несколько дней назад я стала звездой интернета. Попала даже в группу «Черный список» в социальной сети. Девушка, молоденькая совсем, упала в салоне, потеряла сознание. Двое мужчин-пассажиров ее подняли, посадили, я стала оказывать первую помощь. Только привели ее в чувство, а тут остановка, стали новые пассажиры заходить, а я должна же билеты выдать. Стала быстренько обслуживать, одна женщина встала в проходе и не проходит - деньги мне дала, я на автомате их в сумку, билет оторвала и бегом к девочке. Смотрю, она опять бледнеет. Женщине говорю, пройдите в салон, а то вы в проходе встали. Проходить она отказалась, стала возмущаться, что я сдачу не дала. Я поняла, что деньги бросила в кармашек, не посчитав, но это была мелочь, не купюра. Отдала сдачу сразу же и вернулась к пассажирке с приступом. А дальше несколько остановок все слушали, какие кондукторы все наглые, грубые, что на меня будут жалобы писать везде. Ребята, которые мне помогали, поддержали меня. Я не слушала, первоочередная задача была решить, останавливать автобус и вызывать «скорую» или справляться своими силами. Но девушка от «скорой» отказалась. Возмущенная пассажирка вышла, мы продолжили работу. За девушку ту я очень переживала. Высматривала ее на следующий день. А через два дня, в мой выходной, вызывает меня руководство на дисциплинарную комиссию. Показывают мне фото билета, читают жалобу, которую в интернет выложили. Я за 21 год работы только благодарности от руководства и пассажиров получала, а тут... Но в жизни бывает всякое. Рассуждать на тему, кто прав, а кто виноват, не буду. Но хочу сказать огромное спасибо пассажирам, которые в комментариях описали правдиво ситуацию. А то получила бы я строгий выговор. Провели со мной профилактическую беседу. А вы говорите «однообразные будни».

- Как профессия кондуктора изменила вашу жизнь? Появились ли профессиональные привычки?

Закалила больше. Прибавилась сдержанность характера, уравновешенность, быстрота реакции. Я люблю работу, люблю людей, люблю такой ритм жизни и бесценный опыт общения.

- Чтобы вы хотели пожелать коллегам и пассажирам?

Конечно, всем богатырского здоровья и взаимного уважения. Наших девочек, женщин хочу, пользуясь случаем, поздравить с наступающим женским днем и пожелать больше радости в жизни.

- Возможно, вы не помните, но в прошлом году мы с вами принимали участие в акции компании «Дилижанс» к 8 марта — тогда компания дарила пассажиркам цветы. Создалось очень приятное впечатление о совместной работе с вами.

- Спасибо большое за теплые слова. Я довольна жизнью. У меня любимая работа, дружная семья, замечательный сын, сноха, внук и две прекрасные правнучки.

Примечание редакции: за свой многолетний труд Раиса Алексеевна награждена множеством грамот и благодарственных листов, последняя из них - от УТИС города Пензы. Ей также присвоено звание «Ветеран труда».

Источник Пенза-Взгляд

Поделиться в социальных сетях

Поиск

Городские новости